83% пользователей интернета в РФ совершают покупки в онлайне

CNews Analytics представляют подборку данных из исследований различных аналитических компаний по интернет-торговле в России и мире, их динамике за последние 5 лет, основных характеристиках и перспективах развития.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЫНКА ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РФ

  • По версии банка Cetelem, в 2006 году в России через интернет было продано товаров на 5,3 млрд евро ($6,65 млрд), к концу 2010 года прогнозируется рост рынка на 317%
  • По данным «Альфа-банка» в 2008 году россияне совершили покупки онлайн на $6 млрд, в 2009-м, на $8 млрд, а в 2010 году ожидается рост свыше $11 млрд
  • В декабре 2009-го 90% онлайн-пользователей в мире и 83% в РФ сообщили, что делают покупки в интернете
  • По данным PwC, 80% жителей крупных городов РФ хотя бы раз совершали покупку в интернет-магазине, среди обеспеченных граждан их доля возрастает до 90%
  • 34% пользователей в России совершали покупки онлайн в течение последнего месяца, по 23% — раз в два-шесть месяцев, 20% — более полугода назад
  • 52% мировых интернет-пользователей покупали что-оибо онлайн в последний месяц
  • Наиболее популярные товары в интернет-магазинах — книги, ПО, цифровой контент, косметика и парфюмерия
  • В рунете 56% покупок оплачиваются наличными, 31% посредством электронных платежных систем и 11% — пластиковыми картами
  • Преимущества интернет-торговли для россиян: 74% — экономия времени, 65% — доставка товаров на дом, 61% — возможность избежать очередей и суеты традиционных магазинов, 58% — круглосуточное обслуживание
  • От 44% до 60% российских покупателей по-прежнему предпочитают увидеть товар воочию, прежде чем совершить покупку

ОБЪЁМЫ РЫНКА ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ

На протяжении последних лет различные исследователи приводили данные об объёмах интернет-продаж в российском сегменте сети и приводили прогнозы развития сектора по 2010 год включительно. Самыми долгосрочными прогнозами занимался банк Cetelem, входящий во французскую финансовую группу BNP Paribas. По его данным, в 2006 году в России через интернет было продано товаров на 5,3 млрд евро ($6,65 млрд). А к концу 2010 года банком прогнозировался рост рынка на 317%. Причём если в 2006-м через сеть покупали преимущественно мобильные телефоны, книги, авиабилеты и товары для отдыха, то в 2009-2010 гг. к этому перечню должны были добавиться мебель, товары для ремонта, продукты и автомобили.

Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ), в свою очередь, оценила этот рынок в 2006 году на $6,08 млрд (4,8 млрд евро), а в 2007 году, по их данным, его объём вырос до $7,9 млрд (5,8 млрд евро). Причём эксперты НАУЭТ отмечают, что развитие рынка замедляется: если в 2003-м динамика сектора B2C составляла в среднем 63% в год, то в 2009 этот рост, по предварительным оценкам, замедлился до 30-35%. Впрочем, в середине минувшего года оживление сектора всё-таки произошло: за первое полугодие 2009 года интернет-продажи преодолели планку в 1 млрд руб., рост продаж составил от 60 до 80%.

Рисунок 1. Разные оценки динамики интернет-торговли в России,  2006-2010 (прогноз)
Рисунок 1. Разные оценки динамики интернет-торговли в России, 2006-2010 (прогноз)

Традицию обозревать рынок интернет-торговли из банковского сектора поддержал «Альфа-Банк». По оценкам его аналитиков в 2008 году россияне совершили покупки онлайн на общую сумму $6 млрд, в 2009-м, по предварительным оценкам, объем рынка интернет-покупок составил чуть более $8 млрд, а в 2010 году ожидается рост свыше $11 млрд. Причём определяющим фактором называется покупка через интернет железнодорожных и авиабилетов.

Кризис 2009 года помимо розницы сказался и на рынке интернет-торговли, однако онлайн-магазины пострадали меньше. На это повлияли и меньшая зависимость игроков от кредитов, и навыки работы на постоянно меняющемся рынке, и перемещение части потребительского спроса в онлайн. Более того, с учетом изменившихся условий рынка часть традиционных ритейлеров именно в период кризиса вышли в сеть, открыв собственные онлайн-представительства.

АУДИТОРИЯ РЫНКА ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ

Nielsen Company, в свою очередь, приводит ретроспективу данных об аудитории интернет-торговли за последние 5 лет: в 2005 году покупки в онлайн совершали около 10% населения мира (627 млн), а уже в ноябре 2007 года эта цифра увеличилась до 40%, (875 млн). Причём данные опроса конца 2007 года показали, что 85% всей онлайн-аудитории имеют опыт покупки товаров в интернете. И в декабре 2009-го уже 90% онлайн-пользователей в мире сообщили, что делают покупки в интернете. Данных об их доле из всего населения планеты в 2009 году не уточняются.

Рисунок 2. Рост числа интернет-покупателей в мире
Рисунок 2. Рост числа интернет-покупателей в мире

В России, по данным Nielsen, имеют опыт онлайн-шопинга 83% интернет-пользователей, в 2007-м этот показатель составлял 77%. Причём увеличилась не только аудитория, но и частота покупок: в 2007 году 56% респондентов совершали хотя бы одну покупку за последние 3 месяца, в декабре 2009 года этот показатель достиг 63%.

Результаты онлайн-исследования потребительского поведения в области интернет-торговли в России от PricewaterhouseCoopers, гласят, что покупки онлайн совершают порядка 45 млн граждан нашей страны. Более того, исследование показало высокий уровень готовности российских потребителей к совершению покупок онлайн: около 80% жителей крупных городов РФ подтвердили, что хотя бы раз в жизни совершали покупку в интернет-магазине. При этом среди респондентов с уровнем ежемесячного дохода свыше 25 тысяч рублей количество тех, кто приобретает товары онлайн, составляет 90%.

По данным маркетингового агентства Step by Step, россияне по частоте совершения покупок в интернете сильно уступают жителям Австралии, Новой Зеландии, Канады, США, большинства западно-европейских стран и таких азиатских стран, как Китай, Южная Корея, Япония и Тайвань. При этом российский показатель оказался выше, чем частота покупок онлайн у латиноамериканцев и жителей некоторых других стран Азии. Похожие данные представляет Nielsen — Россия, как и другие страны БРИК (то есть Бразилия, Россия, Индия и Китай) демонстрирует активный прирост аудитории онлайн-продаж. По мнению аналитиков, динамика развивающихся рынков подтверждает потенциал онлайновых продаж. Тем более что ожидается появление новых технологий и направлений онлайн-продаж.

Что касается частоты обращения к онлайн-покупкам, то приблизительно треть интернет-пользователей в России (34%), совершавших покупки онлайн, делали это в течение последнего месяца. Это меньше, чем в среднем во всем мире (52%), и столько же, как в Гонконге, Индии, Малайзии, Сингапуре, Испании и Португалии. По 23% респондентов из России совершали интернет-покупки раз в два-шесть месяцев, 20% делали последний заказ более полугода назад.

ПРЕИМУЩЕСТВА И ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ

По данным исследования PricewaterhouseCoopers, несмотря на незначительный рост индекса потребительской уверенности в III квартале 2009 года, готовность россиян увеличивать расходы в ближайшие 12 месяцев остается на низком уровне. Объясняется это снижением затрат на путешествия, развлечения и приобретение бытовой техники не только в онлайне, но и в отношении традиционного ритейла. На прежнем уровне останутся расходы на продукты питания, косметику и парфюмерию, книги, аудио- и видеопродукцию. Некоторый рост расходов потребителей возможен в сфере товаров для ремонта, а также одежды и обуви. Самым популярным товаром для покупки через интернет, по мнению PricewaterhouseCoopers, являются книги, затем следуют бытовая техника, компьютеры и программное обеспечение, косметика и парфюмерия.

Похожие результаты получили аналитики «Альфа-Банка». По их данным, в 2009 году наиболее популярными товарами в сети были книги, ПО и цифровой контент. Среди преимуществ интернет-покупок наиболее часто назывались возможность покупать товары по низкой цене, легкость выбора, а также возможность доставки в любое удобное время. При этом, по данным исследования, 56% покупок оплачиваются наличными, 31% — посредством электронных платежных систем и только 11% покупателей интернет-магазинов используют пластиковые карты.

Что касается факторов, влияющих на выбор пользователями интернет-магазинов в противовес оффлайновой торговли, три четверти (74%) респондентов отметили экономию времени, доставку товаров на дом (65%), а также возможность избежать очередей и прочей суеты традиционных магазинов (61%), круглосуточное обслуживание (58%). Потребители за пределами Москвы и Санкт-Петербурга особенно высоко ценят онлайн-магазины за возможность купить товары, не представленные в их регионе.

Рисунок 3. Преимущества онлайн-шопинга перед традиционным
Рисунок 3. Преимущества онлайн-шопинга перед традиционным

С другой стороны, и этот фактор отмечают многие эксперты рынка, сдерживающим фактором развития интернет-продаж является вопрос доверия. Иными словами, у покупателей зачастую нет информации о многих магазинах, работающих в сети, при этом им известно, что многие занимаются мошенничеством:

  • Во-первых, несоответствие заявленной на сайте цены реальной — бывает, что для привлечения клиентов указываются намеренно заниженные цены.
  • Во-вторых, нередко оказывается, что выбранный товар на складе отсутствует, так как большинство онлайновых точек продаж закупают только наиболее продаваемые товары.
  • В-третьих, это технические накладки, когда вместо одного заказанного товара могут привезти другой и на возврат и ожидание заказа уходит много времени.
  • В-четвёртых, покупатели опасаются товаров низкого качества — во время доставки он может быть поврежден или сломан, либо изначально быть некачественным.

В связи с этим, по данным PricewaterhouseCoopers, около 60% российских покупателей по-прежнему предпочитают увидеть товар воочию, прежде чем совершить покупку. Примерно столько же потребителей опасаются, что товар доставят в плохом состоянии или возникнут сложности с возвратом. Step by Step приводят несколько иные данные — для 44% пользователей интернета важен факт увидеть товар «вживую».

Именно с желанием «потрогать», лично изучить товар, убедиться, что он качественный, соответствует заявленным характеристикам, связано то, что пока через интернет гораздо лучше продаются недорогие товары. По словам Сергея Беззубцева, директора по PR интернет-гипермаркета «Утконос», чем дороже товар, тем больше значимость и риск принятия решения о покупке, и тем более вероятно, что человек не поленится прийти за товаром сам, посмотреть на него, внимательно его изучить. Поэтому, скорее всего, слишком дорогие товары не будут пользоваться большим спросом в рунете в ближайшее время.

При этом многие эксперты отмечают, что не только росту компьютеризации населения, но и более обстоятельному подходу к использованию веба в России способствует государство. Согласно разработанной правительством РФ целевой программе «Информационное общество (2011—2018 гг.)», одним из приоритетных направлений является информационное развитие регионов. Соответственно, по мере увеличения интернет-аудитории, будет расти и рынка онлайн-продаж, в частности, сегмент B2C.

Источник: rumetrika.rambler.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>