Телевидение нашло потерянную аудиторию в интернете

В последние годы многие могли заметить, что качество продуктов выпускаемых отечественными телеканалами заметно ухудшилось. Основная масса телепередач ориентирована на домохозяек. Наиболее популярными стали программы более житейской направленности. Телевидение стало терять аудиторию. Многие люди, особенно молодежь, бегут от традиционного телевидения в интернет в поисках более разнообразного и персонифицированного продукта.

RUметрика на основе данных рейтинга Рамблер ТОП100 и поисковой системы Рамблер приводит данные о развитии сектора «Телевидение» в Рунете. Предметом исследования стали аудитория сайтов, тематика ресурсов и их количество, наиболее востребованные пользователями телеканалы, направления и интересы. Исследование охватывает период 2009 — начало 2010 года.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТЕЛЕВИЗИОННОГО СЕКТОРА В РУНЕТЕ

  • Суточная аудитория ТВ-сектора рунета за год выросла на 45%
  • Суточная посещаемость лидера среди сайтов ТВ-сектора в рунете примерно достигает 150 тысяч посещений в сутки
  • За полгода количество активных сайтов сектора «Телевидение» в рунете увеличилось на 4,7% и составило 1235 ресурсов
  • 77% пользователей в январе 2010 года хотя бы раз смотрели интернет-телевидение
  • 23,7% пользователей запрашивают в интернете новости ТВ, 19,2% — программы телепередач, 15% — видеоархивы и 14,3% — онлайн трансляции телеконтента
  • Более 50% респондентов RUметрики смотрят программы телеканалов НТВ и Первого
  • У интернет-пользователей лидирует НТВ, затем Первый и Россия, а в среднем по стране – Первый, Россия, а потом НТВ
  • Самые востребованные темы пользовательского интернет-видеоконтента в рунете — юмор и развлечения (20%), анимация (17%), спорт (14%) и телевизионные шоу (10%)
  • Аудитория аудио- и видеоконтента в рунете прирастает в среднем на 33-40% ежегодно
  • До 2013 года ожидаются темпы роста видеоконтента свыше 200%

АУДИТОРИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОГО СЕКТОРА В РУНЕТЕ

По данным Рамблер ТОП100, в январе 2010 года аудитория телевизионного сектора рунета составила 1,39 млн человек в сутки. Это максимальный показатель за минувший год: близкий по значению показатель аудитории был достигнут в ноябре 2009-го (1,38 млн), тогда как в январе 2009-го численность суточной аудитории составила 0,96 млн человек.

Рисунок 1. Динамика месячной аудитории сектора «Телевидение»,  январь 2009-2010 гг.
Рисунок 1. Динамика месячной аудитории сектора «Телевидение», январь 2009-2010 гг.

Увеличение суточной аудитории телевизионного сектора рунета за год на 45% объясняется активным приростом суточной аудитории интернета в целом. Это особенно заметно на примере январских показателей: традиционно в нашей стране новогодние каникулы привлекают к телеэкранам большую часть населения, а информацию о программе, анонсы, отзывы и т.п. многие черпают именно из интернета.

В немалой степени популярность телесектора Рунета можно объяснить и проникновением телеконтента в сеть. Некоторые каналы сами выкладывают свои программы в сеть, на бесплатных видеохостингах достаточно выложенных пользователями телепрограмм и т.п.

Что касается годовой динамики посещений телесектора – летом наблюдается традиционный и для интернета, и для телевидения спад, к наступлению холодов интерес возрождается.

РЕСУРСЫ ТЕЛЕВИЗИОННОГО СЕКТОРА В РОССИЙСКОМ ИНТЕРНЕТЕ

Согласно данным рейтинга Рамблер ТОП100, за полгода состав категории Онлайн-ТВ телевизионного сектора рунета успел почти полностью смениться – неизменным остался только ресурс Интернет-ТВ, посещаемость которого составляет чуть менее 30 тысяч человек в сутки.

Рисунок 2. Топ-20 ресурсов сектора «ТВ» по посещаемости в июле  2009 и январе 2010 гг.
Рисунок 2. Топ-20 ресурсов сектора «ТВ» по посещаемости в июле 2009 и январе 2010 гг.

Для сравнения, лидерство держат ресурс с известнейшими мировыми телесериалами LostFilm.TV с ежедневной аудиторией в 148,6 тыс. человек и сайт Первого канала (146 тыс. человек в сутки), который благодаря своей регулярной модернизации вполне составляет конкуренцию разделу Онлайн-ТВ, представляя зрителям круглосуточную онлайн-трансляцию.

Также в Топ-20 наиболее посещаемых ресурсов телесектора вошли сайты канала СТС и телепрограммы Дом-2. В остальном изменения в секторе представляют собой перемещения в рейтинге согласно посещаемости ресурсов.

За полгода количество активных сайтов сектора «Телевидение» в рунете увеличилось на 4,7% с 1180 до 1235. Максимума сектор достиг во второй половине октября 2009 года – 1251 ресурс (прирост по отношению к июлю составил 6%).

Рисунок 3. Количество активных сайтов ТВ сектора в Рунете, июль  2009 – январь 2010 гг.
Рисунок 3. Количество активных сайтов ТВ сектора в Рунете, июль 2009 – январь 2010 гг.

Всего в рунете насчитывается 0,43% сайтов, посвященных телевидению. Сектор находится на 49 позиции популярных тематик рунета. Вероятнее всего это объясняется некоторой обособленностью телеаудитории и аудитории интернета, причем последняя часто подчеркивает свое неприятие телевизионных программ и вещания в целом.

ИНТЕРЕСЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В ТЕЛЕСЕКТОРЕ РУНЕТА

В результате онлайн-опроса RUметрики было установлено, что 77% пользователей в январе 2010 года хотя бы раз смотрели интернет-телевидение.

Рисунок 4. Востребованность интернет-телевидения пользователям  рунета
Рисунок 4. Востребованность интернет-телевидения пользователям рунета

Что касается более конкретных интересов пользователей российского сегмента Сети к телевизионному сектору, то выясняется, что 27,8% рунетчиков ничего конкретного по теме ТВ в интернете не интересовало, некоторые из них оказались случайными зрителями онлайн-телевидения.

Рисунок 5. Что интересовало пользователей по теме ТВ в интернете в  последний месяц
Рисунок 5. Что интересовало пользователей по теме ТВ в интернете в последний месяц

Тем не менее, примерно каждый четвертый обращался онлайн к новостям телевидения, а каждый пятый – запрашивал программы телепередач. 15% опрошенных интересовали видеозаписи телепередач, в том числе видеоархивы, а 14,3% респондентов – текущие онлайн-трансляции телепередач. Их анонсы и описания любопытны 9,3% принявших участие в опросе, а рецензии и отзывы – 7,6% граждан. 2,1% интересовали рейтинги телеканалов.

При этом, согласно опросу RUметрики, с большим отрывом у интернет-аудитории лидируют три федеральных телеканала: первую позицию занимает НТВ с 51,2% зрителей, затем идет Первый с 50,1% и немного не дотянул до 50%-но отметки телеканал Россия (49,3%).

Рисунок 6. Телеканалы, которые смотрят пользователи интернета в  России
Рисунок 6. Телеканалы, которые смотрят пользователи интернета в России

Развлекательные ТНТ и СТС замыкают пятерку лидеров с 30% зрителей среди интернет-аудитории, зато вопреки ожиданиям такие телеканалы как Муз-ТВ, MTV, 2х2 практически завершают Топ-20 популярных телеканалов (8-13% голосов пользователей), далеко отстав от телеканалов Вести, Спорт и Культура (21-28%).

Для сравнения, тройка наиболее популярных телеканалов у пользователей интернета не совпадает с основной тройкой не только вещания, но и предпочтений всего населения РФ: граждане нашей страны, по данным TNS, больше всего ценят Первый, затем телеканал Россию и уже потом НТВ.

Таблица 1. Топ-10 телеканалов у всего населения РФ и интернет-пользователей в отдельности
ТОП-10 каналов у интернет пользователей, данные RUметрики ТОП-10 каналов у всего населения РФ, данные TNS
1 НТВ 1 Первый
2 Первый 2 Россия
3 Россия 3 НТВ
4 ТНТ 4 СТС
5 СТС 5 ТНТ
6 Рен-ТВ 6 Рен-ТВ
7 Вести 7 ТВ Центр
8 Спорт (Россия-2) 8 ТВ-3
9 Культура 9 Домашний
10 5 Петербург 10 5 Петербург

При этом позиции до 6-го места рейтингов зрительского интереса примерно одинаковы – разница только в порядке мест, а от позиции 7-9 заметно различаются. Единственное совпадение рейтингов – 10 позиция – Пятый канал Петербург.

ПЕРСПЕКТИВЫ ОНЛАЙН-ТВ

Никто не отрицает, что одним из драйверов роста российского онлайн-телевидения служит повсеместное распространение широкополосного доступа в сеть. При этом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, передача видеоконтента (и в первую очередь телевизионного вещания) по широкополосным сетям у нас до сих пор никакими нормативными документами не регламентируется.

Сама деятельность по производству и распространению видеоконтента онлайн, наравне с традиционными СМИ, регулируется Росохранкультурой. Другими словами, для оказания услуги интернет-вещания необходимо заключение договоров со СМИ и/или вещателями и получение лицензии как самостоятельного вещательного средства массовой информации, плюс подача заявки на «Лицензию на вещание». Пока с государственной стороны подвижек к популяризации и распространению онлайн-ТВ нет, оно развивается стихийно и по своим законам.

Особенностью распространения российского онлайн-ТВ, в частности, служит недостаточнее распространение кабельного телевидения – по сравнению с США и странами Европы, при грамотном подходе пользователям сети можно вполне достойно продвигать широкий выбор телеканалов в интернете, считает Сергей Кузнецов, руководитель компании SKCG, разработавшей сайт для проекта «Дом-2». Основываясь на данной гипотезе, он прогнозирует, что в России через несколько лет интернет-телевидение будет пользоваться даже большей популярностью, чем в США.

При этом, по оценкам агентства MindShare Interaction, только в Москве телепередачи в интернете уже сейчас просматривают около 100 тыс. человек ежедневно. И в будущем эта аудитория будет постоянно увеличиваться.

По данным J’son & Partners Consulting, наиболее востребованными тематиками пользовательского интернет-видеоконтента в российском сегменте стали юмор и развлечения (20%), анимация (17%), спорт (14%) и телевизионные шоу (10%). Причем помимо профессионального продукта это касается и пользовательского видеоконтента, в том числе самопальных записей телепрограмм с телетюнера, либо другими средствами записи.

Озвучиваются даже конкретные цифры: к примеру, среднегодовые темпы роста (CAGR) пользовательского контента в социальных сетях (как наиболее доступных персонифицированных видеохостингах) составят от 50% до 200% ежегодно в зависимости от популярности того или иного ресурса. С учетом увеличения аудитории аудио- и видеоконтента в рунете в среднем на 33-40% ежегодно, до 2013 года ожидаются темпы роста видеоконтента свыше 200% — в немалой степени благодаря увеличению доходов онлайн-порталов от интернет-рекламы.

К слову, по поводу увеличения аудитории онлайн-ТВ в рунете мало кто сомневается. Так генеральный директор интернет-лаборатории «Ксан» и один из основателей «ТВ-Клик» Роман Мандрик утверждает, что люди бегут от традиционного телевидения в интернет в поисках более разнообразного и персонифицированного продукта. Традиционные масс-медиа загоняют в тупик сами себя: продукт, создаваемый телеканалами, слишком усреднен. И активной молодой аудитории, составляющей костяк аудитории веба он просто неинтересен.

В интернет-телевидении, в свою очередь, пользователя привлекает возможность выбора: если передачи эфирных каналов навязываются телезрителям, то потребитель онлайн-ТВ сам решает, что ему нужно, когда и где он будет это смотреть. Именно поэтому самая активная аудитория, у которой есть деньги, уходит в интернет.

Источник: rumetrika.rambler.ru

One response to “Телевидение нашло потерянную аудиторию в интернете

  1. Очень интересная информация

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>