Потребительские планы россиян на 2010 год

ВЦИОМ представляет данные о покупках, которые россияне совершили в 2009 году, их соответствии задуманным тратам и их потребительских планах на 2010-ый. Опрос проводился в конце января 2010 года.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПЛАНОВ РОССИЯН

  • В 2009-м году сколько и планировалось было куплено музыкальной и видеоаппаратуры, кухонной техники, тренажёров, мебели, земли, загородных домов
  • Только треть планировавших покупку квартир или домов смогли их приобрести в 2009 году
  • Меньше, чем планировалось, ремонтировалось жилья, покупалось путёвок, автомобилей, гаражей
  • Больше, чем планировалось, было куплено мобильных телефонов, стиральных машин, холодильников и телевизоров
  • В 2010 году сохранились доли тех, кто планирует сделать ремонт, купить мобильный телефон, видеокамеру, цифровой фотоаппарат, стиральную машину, квартиру или дом
  • В 2010-м заметно увеличилось количество тех, кто собирается приобрести туристическую путёвку, оплатить обучение, купить автомобиль, мебельный гарнитур, долю в строящемся доме, земельный участок, загородный дом
  • Меньше в 2010 году россияне планируют тратиться на компьютеры, предметы роскоши, музыкальные центры, аудио- и видеомагнитофоны, DVD-проигрыватели

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПЛАНЫ РОССИЯН НА 2009 ГОД — РЕАЛИЗОВАННЫЕ И НЕТ

Согласно опросу ВЦИОМ, проведённому в конце января 2010 года, большая часть потребительских планов россиян в 2009 году так и не реализовались. Из реализованных покупок можно назвать музыкальную и видеоаппаратуру для дома (музыкальные центры, аудио- и видеомагнитофоны, DVD-проигрыватели), технику для кухни (электрические и газовые плиты, посудомоечные машины), спортивные тренажёры и мебельные гарнитуры.

Реализовались планы и всех тех, кто планировал приобрести земельные участки, загородные дома и дачи, доли в строящихся домах, а также акции и паи в инвестиционных фондах: как правило, такие покупки не совершаются спонтанно и если задумываются, им редко что мешает. Кроме того, земля, недвижимость, акции и вложения в инвестфонды отчасти могли задумываться как пути сохранения средств с наступлением кризиса.

Рисунок 1. Потребительские планы россиян на 2009 год:  реализованные и нереализованные
Рисунок 1. Потребительские планы россиян на 2009 год: реализованные и нереализованные

При этом из всех тех, кто планировал на 2009 год покупку квартиры или дома, реализовали свои задумки лишь треть — и это, вероятнее всего, тоже последствия кризиса: изрядная доля подобных покупок в РФ совершается по ипотеке, выдача которой в 2009-м была резко сокращена.

Меньше в 2009 году было потрачено и на обучение — собственное, либо образование детей: кризис заставил многих либо отложить эти траты, либо выбрать варианты образования поэкономичнее (6% реализовали вместо запланированных 8%).

Заметна разница в планах и итоговой реализации в отношении ремонта жилья (13% вместо запланированных 22%), приобретений туристических путёвок (4% вместо 9%), автомобилей (3% и 5%), абонементов в фитнес-клубы (1% и 3%), гаражей (1% и 3%). Фото- и видеотехнику, домашние кинотеатры, компьютеры, а также предметы роскоши тоже в итоге покупали меньше, чем планировалось — в большинстве это уже не настолько насущные приобретения и отчасти могут объясняться вложением свободных средств под угрозой кризиса.

Зато намного больше в минувшем году покупали мобильные телефоны (9% вместо 6%), стиральные машины (5% покупок и 3% планов на них), холодильники (3% и 1%) и цветные телевизоры (5% и 2%). часть таких покупок — действительно насущная необходимость, либо давно планируемое приобретение, другие, вероятно, дух времени. Так в отношении тех же телевизоров — вероятнее всего часть их куплена была взамен не получившихся более крупных покупок и из соображений экономии на других видах развлечений и отдыха — путёвок, посещений общественных мест и т.п.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПЛАНЫ РОССИЯН НА 2010 ГОД

На 2010 год, согласно опросу ВЦИОМ, активнее всего россияне планируют ремонт — это те же 22% как и в минувшем году. Так же не изменились доли тех, кто собирается в 2010 году купить мобильный телефон, видеокамеру, цифровой фотоаппарат, стиральную машину, квартиру или дом, цветной телевизор, а также потратиться на акции и паи в инвестиционном фонде.

Рисунок 2. Потребительские планы россиян на 2010 год
Рисунок 2. Потребительские планы россиян на 2010 год

После вынужденной кризисной «аскезы» в 2009-м, заметно увеличилось в наступившем году количество тех, кто собирается приобрести туристическую путёвку (13% против 9%), оплатить обучение себе или детям (10% и 8% в 2009-м), купить автомобиль, мебельный гарнитур, абонемент в фитнес-клуб, домашний кинотеатр, спортивный тренажёр, гараж, холодильник, технику для кухни, полис ДМС, долю в строящемся доме, земельный участок и дачу, либо загородный дом.

Меньше в 2010 году россияне планируют тратиться на компьютеры, предметы роскоши, музыкальные центры, аудио- и видеомагнитофоны, DVD-проигрыватели.

В целом, потребительские планы россиян в 2010 году формируются отчасти из насущных потребностей, отчасти в качестве компенсации за некоторые ограничения, которые случились в 2009 году из-за экономической нестабильности в нашей стране. С другой стороны, часть трат в наступившем году, напротив, не несут такого «экстренного» характера — т.е. потребности вложить имеющиеся средства во что бы то ни стало из опасений их потерять. Поэтому предметы роскоши и прочие дорогие вещи планируют покупать в этом году меньше: свободных средств на руках у населения осталось меньше, но меньше и опасений потерять их в наступившем году.

Источник: rumetrika.rambler.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>